99 франков | 99 francs
Режиссер Ян Кунен
В ролях Жан Дюжардин, Ваина Джоканте, Жослин Киврен, Патрик Милле, Элиза Товати
Франция, 2007, 100 мин.
Неудачная экранизация всеми ненавидимого, но небезынтересного романа
«Все покупается и все продается: любовь, искусство, планета Земля, вы, я; особенно я». Эта фраза принадлежит Октаву (Дюжарден), очкастому чернявому моднику лет тридцати с небольшим, копирайтеру в рекламном агентстве, которому самодовольство и кокаин не дают развить ненависть к себе до фатальной силы. Последний проект, над которым работает Октав, — реклама нового обезжиренного йогурта кисломолочного гиганта Madone — заставляет его переосмыслить собственное место в этом прекрасном мире.
«99 франков» — экранизация самой известной книжки Фредерика Бегбедера, прародителя и провозвестника всех нынешних духless. Картина эта — удивительный пример того, как можно переносить на экран куски текста, полностью лишая его смысла. Дело даже не в исковерканной концовке и не в неправильно расставленных акцентах — дело в том, какая пустота скрывается за творящимся на экране мельтешением. Будучи сатирой на мир рекламы, «99 франков» снят и смонтирован как рекламный клип (без единого, впрочем, настоящего логотипа), но выглядит это не постмодернистской шуткой, а слямзенными у британских коллег приемами из итак-девяностых. А главное — как любая реклама, «99 франков» полон стереотипов и напрочь лишен воображения. Если бэд-трип — значит, должны быть размытые кислотные цвета и мультяшные вставки; если герой рассказывает, где одевается, — в кадре будут строчки с ценничками, как на развороте в глянце. То же самое с кастингом: бывший стендап-комик Дюжарден на лицо вылитый Бегбедер (детали совпадают вплоть до выдающейся челюсти), топ-менеджер Madone похож на всех топ-менеджеров мира, сексуальная коллега по работе выглядит ровно так, как в представлении масс выглядят сексуальные коллеги по работе. Все правильно. Роман Бегбедера можно было толковать в равной степени как попытку искупления (как, очевидно, старался автор) или же как мастурбацию перед зеркалом (как казалось многим читателям), однако в нем была пронзительность, самоирония и искренность. Ян Кунен («Доберман», «Блуберри»), очевидно, знает о таких понятиях только из словаря. Можно было бы сослаться на то, что за прошедшие с первой публикации романа семь лет мир, показанный Бегбедером, изменился, но это не так. Просто вселенная, показанная Куненом, изначально фальшива. Не получается ни сочувствовать, ни сопереживать героям фильма — и их двухмерная, бессмысленная жизнь проходит перед глазами так же быстро и отрешенно, как и любая другая реклама.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий