Режиссер Гильермо дель Торо
В ролях Ариадна Хиль, Алекс Ангуло, Дуг Джонс, Серхи Лопес, Марибель Верду, Ивана Бакуэро
Мексика, Испания, США, 2006, 112 мин.
Очень красивая и жестокая сказка с участием девочки, фашиста и мистического козла. Действие происходит в Испании в 1944 году.
1944 год. Где-то рядом союзники крушат Третий рейх, а над Испанией — безоблачное небо. Франко, предусмотрительно не примкнувший к «Оси», дает народу хлеб и добивает по лесам плохо вооруженных либералов. 12-летнюю Офелию (Ивана Бакуэро) с беспомощной мамой на последних неделях беременности везут в черном автомобиле из Мадрида в Сеговию к новому отцу — убийце и патриоту (Серхи Лопес), ответственному перед правительством за отстрел инсургентов на собственных фамильных угодьях. Куда подевался настоящий отец, не уточняется — между делом скажут, что он был портным и шил нынешнему капитанскую форму, а теперь мама как заведенная повторяет, что волноваться не надо, все обойдется. В первый же вечер после ужина, пока отчим на заднем дворе убивает бутылочным донцем крестьянина, забывшего документы дома, Офелия последует за некой жужелицей в глубину леса. Там среди старых камней невероятно красивый пожилой козел (Дуг Джонс) с церемониями сообщит ей, что она не дочь портного, а потерявшая память принцесса подземного королевства и для возвращения домой ей надо уладить всего три волшебные формальности.
Католик по воспитанию и вдумчивый исследователь мирового макабра по призванию, мексиканец дель Торо владеет каким-то особенным, страшно завидным подходом к сверхъестественным материям. Он касается их без экзальтации и лишней дрожи — как добросовестный средневековый исследователь, заранее предполагающий, что в мире возможно в принципе все, и вооруженный шкалой универсальных ценностей, помогающих не пасовать при встрече с василиском или человеком о собачьей голове. Его герои как-то неожиданно и по-хорошему практичны: нежнейший черт из «Хеллбоя» по утрам вместо бритья подпиливал на лбу рога, чтоб не тянули на темную сторону, малолетняя Офелия в «Лабиринте», прежде чем вступить в смертельный поединок с неопрятной Ужасной Жабой (именно так), снимает и вешает на сучок воскресное платье. У дель Торо сверхъестественный мир — это даже не проекция повседневности, а ее основная часть: стоит посветить фонарем повыше — там вместо нормального потолка будет готический свод, а из угла сунется чье-нибудь нечеловеческое рыло.
«Лабиринт», на который дель Торо потратил два года жизни и вроде бы все свои заработки от голливудских проектов, — фильм очевидно слишком личный, чтоб до конца проникнуться им, но совсем не попасть под его печальное обаяние получится разве что у корнеплодов. Его можно разбирать как политическую аллегорию (тут неплохо помнить, что после того как артисту Лопесу влепят между глаз предсказуемые 9 граммов, Франко пробудет у власти еще 30 лет; сам дель Торо много сейчас говорит, что западный мир движется к фашизму). Можно бесконечно увлекательно копаться в сказочной морфологии, выясняя, например, что самый красивый и страшный момент фильма — отроковица ворует кровавый виноград у упыря с глазницами на ладонях — символизирует взаимоотношения ребенка с миром религиозных запретов. Можно, наконец, испытать себя, проверив, удастся ли в финале, как в детстве, прошмыгнуть вслед за автором и героиней к шахматных полям, подземным королям и волшебному янтарному свету (любимый дельторовский оттенок, почти не передаваемый телевизором). Если не выйдет — всегда можно остаться лежать в лесу где-то под Сеговией и, как один литературный американец (воевавший в тех же примерно краях несколькими годами раньше), слушать, как сердце бьется об устланную сосновыми иглами землю. Это называется — взрослеть, и это тоже неплохо.
1 комментарий:
продажа красок
Отправить комментарий